Древний русский мед - Все про праздники
S-novym-godom.ru

Все про праздники
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Древний русский мед

Санкт-Петербургское государственное казённое учреждение «Санкт-Петербургский Дом национальностей»

СПб ГКУ «СПб Дом национальностей»

  • Версия для слабовидящих

Что пили на Руси до появления чая

12 октября 2020

До появления чая и кофе на Руси пили сбитень, медовуху и квас. Старинные напитки не потеряли свою актуальность и сегодня. Ими можно согреться после прогулок по морозным улицам и укрепить свое здоровье.

Медовуха – слабоалкогольный напиток с приятным ароматом и мягким вкусом, который готовится из воды, меда, различных вкусовых добавок, приправ, кореньев, ягод, трав.

Славяне считали, что медовуха — напиток богов. И потому готовили и пили ее чаще всего. Даже в русских народных сказках появился рефрен про пиры: «И я там был. Мед-пиво пил. По усам текло, а в рот не попало». Самый первый рецепт медовухи был найден в книге «Домострой» XVI века.

Первоначально медовуху получали методом сбраживания свежего меда в бочках с ягодным соком. Медово-ягодная смесь какое-то время бродила при температуре 5°С. После окончания брожения бочку закупоривали, заливали дегтем и надолго закапывали в землю. Медовуха получалась знатная и выдержанная. Срок ее изготовления – не менее пяти лет. А иногда он доходил до 40-50 лет.

Вкус напитка зависел от срока выдержки. Кстати, его легко было испортить небольшим количеством дегтя, который мог попасть в бочку через неплотно подогнанные доски при закупорке бочки. Вероятно, отсюда пошло выражение «ложка дегтя в бочке меда».

В конце XI века появился еще один старинный рецепт приготовления медовухи, полученной в результате кипячения, стерилизации и сбраживания. Медовый напиток стали варить. А тех, кто его варил, стали называть медоварами. Напиток готовился намного быстрее (в течение месяца).

Чтобы его приготовить, в мед, растворенный в воде, добавляли по вкусу пряности, травы, фрукты. Затем его варили, а после остывания в него для закваски добавляли дрожжи (к этому времени они уже были изобретены) и держали в холоде в леднике, пока брожение не достигало определенной стадии. После чего наступал последний этап в приготовлении русской вареной медовухи – ее отстаивали, осветляли и еще недолго выдерживали.

Сбитень (русский глинтвейн)

Сбитень — старинный безалкогольный напиток, в составе которого обязательно присутствует мед, вода и пряности. И как раз специи делают его уникальным. Могут использоваться травяные сборы и даже вытяжки растений, сушеные ягоды — все это определяет вкус и аромат сбитня.

Считается, что название медового напитка произошло от слова «сбивать». Это сам процесс его приготовления — все компоненты после соединения в одной посудине тщательно перемешивали (взбивали).

Напиток появился на столах наших предков около тысячи лет назад. Сбитень подавали в чайниках. О сбитне сочиняли песни, пословицы и поговорки, а изображение сбитенщика встречалось на лубочных картинках, старинных гравюрах, на страницах романов и повестей. Напиток носили в медных баклагах, завернутых в одеяло, и продавали на улицах, в трактирах, чайных, на базарах и ярмарках. Иностранные дипломаты, посещавшие Россию во времена Петра I, тоже очень полюбили «русский глинтвейн».

Квас – кислый напиток на основе воды, солода и муки/хлеба. История кваса на Руси насчитывает более тысячи лет, он упоминается в документах, датированных 996 годом.

В давние времена квас представлял собой скорее алкогольный напиток, нежели прохладительный, но постепенно наши предки уменьшали степень брожения и в итоге получили новый вид питья, которое стало универсальным продуктом как для крестьянского стола, так и для царского.

Квас употребляли в «чистом виде», использовали в качестве основы для супов (окрошка, тюря, ботвинья) и даже как лекарство, улучшающее пищеварение. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что этот напиток был самым популярным на Руси.

Сбитень — старинный русский напиток

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Сбитень – славянский предшественник чая

Если вам захотелось освежиться чем-то вкусным и оригинальным, попробуйте приготовить дома сбитень! Это старинный русский напиток, который готовили задолго до появления чая на наших землях. В его основе – мёд и пряности. Однако есть множество рецептов и способов приготовления, например, с добавлением хмеля, белой патоки или клюквы. Чаще всего напиток готовили безалкогольным, но если пренебречь этим правилом – получится своеобразный старорусский глинтвейн.

Как появился сбитень?

Еще до появления христианства славянские народы разделяли мед со своими богами. Ни один праздник, ритуал или пир не обходился без напитка из меда. При его создании не мелочились: готовили как можно больше. Об этом говорят первые найденные рецепты, в которых «одна порция» — это несколько ведер воды и пара пудов меда. А почему бы и нет? Ведь такой напиток очень долго не портился и употреблялся всей семьей каждый день.

Впервые упоминания о сбитне историки заметили в летописях XII века. Правда, тогда его называли «переваром» или «взваром». Предполагают, что окончательное название возникло от слова «сбивать» (хотя это лишь догадки). Дело в том, что напиток готовили в двух разных посудах (одна для мёда, другая — для трав). А потом всё это смешивали вместе и «сбивали».

Пьем сбитень, как было принято на Руси

Сбитень хорошо пить в любое время года! Вероятно, именно под этот медовый напиток и придумали самовар. Его готовили в каждом доме, а еще в специальных куренях, которые стояли в самых людных местах города. Зимой сбитень разносили по улицам, согревая людей во время ярмарок и разных гуляний. А в летнюю жару или в баньке его пили охлажденным.

В далекие времена сбитень было принято пить из глиняных кружек или особых стаканчиков. Как и современный чай, сбитень отлично дополнялся пряниками или ароматными булочками.

Не стоит и говорить, что польза от такого напитка велика. Ведь в его состав входит много полезных трав, как ромашка, зверобой и шалфей. Но главный источник здоровья – это мёд. В его состав входят магний, йод, железо, кальций, калий и другие важные для жизни элементы. Отвар тонизирует и снимает воспаления. В древности именно он спасал от простудных заболеваний, укрепляя иммунитет и борясь с вирусными инфекциями. Тогда на Руси травы и мёд были фактически единственными методами лечения.

Как китайский чай сделал сбитень «вымершим» напитком

Постепенно сбитень стали пить всё меньше. Причины на то было две:

  • развитие торговли чаем;
  • медленный, но уверенный упадок пчеловодства.

В конце XIX века уже сложно было найти нормальный мёд, потому что количество пасек неуклонно сокращалось – а это происходило из-за тотальной вырубки лесов. К счастью, мёду нашли замену: сахар стал постепенно проникать в рацион каждого представителя русского народа. Но отсутствие хорошего мёда делало сбитень уже не таким привлекательным.

Читать еще:  Пирог песочный с фруктами и ягодами

В это же время напиток из далекой восточной страны стал завоевывать популярность. Историки заметили признаки повсеместной замены сбитня на чай в многочисленных мемуарах и даже документах. В 1847 году чай стали официально подавать во многих государственных учреждениях.

Русская элита все-таки предпочитала чай. Все считали его более благородным напитком, а сбитень — простонародным. Это всё равно, что сейчас сравнить Coca — cola и квас! Поэтому чай активно продавали представителям «благородных семей», меняя русские товары на тонны китайской экзотики. Самый хороший и элитный чай на то время был невероятно дорогим, как жалованье некоторых чиновников за четыре года! Но были и более доступные сорта. Со временем качество чая стало падать, и этот напиток вошел в ежедневный рацион простого народа.

Сбитень и Пушкин

В 1812 году в Царскосельском лицее сбитень совершенно не прижился. Видимо, и готовили его там неважно, потому что лицеисты очень возмущались. Но их жалобы были услышаны, и уже в 1814 году директор лицея вернул чай на столы лицеистов. Этот поступок был воспет лицеистом А. С. Пушкиным в юмористической оде.

Поэт регулярно подшучивал над сбитнем. Его бывший учитель в своих мемуарах вспоминал: «Когда все собирались пить сбитень, Пушкин шутя говорил: «На что нам чай? Вот наш национальный напиток!»». Но при всех шуточках над «напитком простолюдин» в морозный вечер Пушкин никогда не отказывался от кружечки согревающего сбитня. Так что мода модой, а горячий отвар был по вкусу и знаменитому поэту.

Старинный рецепт напитка

До наших дней сохранился рецепт отвара из книги XVI века. Именно этот вариант считают традиционным. В состав классического сбитня входят:

  • мед;
  • вода;
  • приправы: шалфей, лаврушка, зверобой, кардамон, корень имбиря, ароматная корица, сухая мята, гвоздика, стручковый перец.

Как мы уже упоминали, готовили отвар в двух разных посудах. Сначала в воде растворяли мед и доводили его до кипения. Тем временем в другой посуде готовили травы. Затем всё это смешивали, кипятили полчаса. Отвар какое-то время настаивался, а затем его процеживали, чтобы избавиться от остатков трав.

«Московский» сбитень

Один из классических русских рецептов включает следующие ингредиенты:

  • вода (5-6 л.)
  • белая патока (1 кг)
  • звездочки бадьяна (3 шт.)
  • мёд (200 г.)
  • имбирь (2 ч. л.)
  • молотая корица (2 г)
  • кардамон (6-8 шт.)
  • сушеная мята (5 ст. л.)
  • черный перец (10 шт.)
  • душистая гвоздика (5 шт.)

Сначала нужно в воду добавить мед и патоку, прокипятить около 15 минут. Затем закинуть в кастрюлю все травы, оставив на огне еще на 10 минут.

Сбитень с клюквой

Очень простой и распространенный рецепт с пикантной ягодой:

  • клюква (250-300 г.)
  • мед (200 г.)
  • кардамон (15 шт.)
  • ароматная молотая корица (1 ч. л.)
  • лаврушка (1 шт.)
  • душистая гвоздика (3 шт.)

Прежде всего, нужно отжать сок из клюквы. Затем залить водой полученную мякоть без сока, добавить приправы и кипятить около 15 минут. После процеживания вылить сок и мёд. Хорошенько смешать и довести на огне до появления первых пузырьков.

Как видите, готовить отвар легко и просто. А по полезным свойствам ему действительно нет равных! Зимой это прекрасная альтернатива чаю или горячему глинтвейну, летом – освежающий напиток для утоления жажды. Попробуйте и сами приготовить отвар для себя и своих близких – ни за что не пожалеете! Для начала используйте классические рецепты, предоставленные нашим сайтом.

Сбитень: русский мёд из сказки

Многие старые сказки заканчиваются словами: «Мёд, пиво пил, по усам текло, в рот не попало». Мёдом на Руси назывался не только сладкий густой продукт пчеловодства, но и ароматные напитки, приготовленные на его основе. Старый русский сбитень родом из седых веков. Вкусный густой винный или безалкогольный взвар на меду с травами варят и сегодня.

История сбитня

Историческая славянская летопись 1128 года впервые упоминает сбитень , потому именно этот год принято считать годовщиной рождения русского народного напитка. Бортничеством, собиранием мёда диких пчёл человек стал заниматься еще в древности. Варить напитки на его основе начал гораздо позднее. В XII веке сбитень на Руси назывался переваром, чуть позже взваром или просто варом. В знаменитом Домострое (XVI век) рецепт напитка приведен подробно. Вместе с водой и мёдом в сбитень добавляли жгучие специи, травы и приправы, которые в те времена уже были известны на Руси.

Существовали настоящие «сбитенные курени», где разные медовые напитки варились день и ночь. Большое окно в стене такого дома выполняло роль прилавка. В сёлах и городах в таких куренях можно было купить ароматный травяной взвар. До появления чая сбитень был единственным горячим русским напитком, который готовили в больших самоварах.

Разносчики сбитня торговали им прямо на улицах: ходили с большим самоваром за спиной и, устанавливая его на раскаленные угли, варили напиток прилюдно. Особенной популярностью согревающий сбитень пользовался в холодное время года. Один иностранный купец, отведав медового взвара, назвал его «русским глинтвейном». В кабаках и трактирах в сбитень добавляли домашнее вино, доводя крепость напитка до четырех-шести градусов.

Популярность сбитня стала угасать после Октябрьской революции 1917 года. В конце XX века в России началось восстановление утраченных традиций, стали предприниматься попытки возрождения массового производства сбитня.

Братья и сестры сбитня

этого целебного напитка есть много родственников: медовуха, хмельной мёд, сурья. В отличие от них, сбитень не нуждается в брожении и готовится довольно быстро, не более четырех часов. Хмельной мёд долго вываривается в воде, примерно так же, как сбитень, затем в него добавляются дрожжи, и начинается длительный период холодного или горячего брожения. Иногда для приготовления такого напитка требуется до трех недель.

Медовуха варится недолго, однако бродит в течение нескольких дней. Она более жидкая, чем хмельной мёд, меньше хранится. Содержание сахара в ней может достигать четырех-восьми процентов, алкоголя – от десяти до шестнадцати градусов. Медовуха получается в результате разведения кваса или фруктового сока с добавлением мёда и этилового спирта. Натуральная медовуха получается путем естественного брожения.

Древний предок сбитня – сурья, о ней написано в Священной книге Славянских Вед. В состав сурьи входили мёд и молоко. Сначала молоко отстаивалось на солнце, затем в него добавляли хмель и травы, переливали в специальные бочки, смешивали с дрожжами и оставляли для брожения. Приготовление сурьи занимало несколько недель и состояло из определенных стадий. По вкусу сурья напоминала слабоалкогольный кисломолочный напиток.

Читать еще:  Говяжья печенка в белом вине

Рецепты приготовления сбитня

Есть версия, что слово «сбитень» произошло от глагола «сбивать». Готовится напиток в двух разных сосудах: в одном настаивается мёд, в другом – травы (зверобой, душица, мята). Перед употреблением содержимое обеих емкостей смешивалось, сбивалось.

Сбитень зимний

В кастрюлю налить литр родниковой или отфильтрованной воды, довести до кипения. Добавить полстакана сахара, пять столовых ложек мёда и любимые пряности (корицу, гвоздику, имбирь, один лавровый лист, два кардамона) и сухие травы. Прокипятить, процедить и подать в глиняном кувшине. Пить сбитень лучше из таких же глиняных чашек.

Сбитень ставропольский алкогольный

Стакан мёда смешать со стаканом воды, добавить небольшой кусочек палочки ванили, щепотку молотой корицы и цедру одного лимона. Смесь вскипятить и снять с огня, добавить 0,5 литра водки. Подавать сбитень очень горячим в нагретых рюмках.

Этот роскошный согревающий напиток подарит тепло не только телу, он окутает душу нежным облачком воспоминаний о своих корнях, наполнит глубинным смыслом, настроит на размышления о вечности традиций.

Русский мед

Русскую парную баню невозможно себе представить без доброго пчелиного мёда, здесь он находит самое разнообразное применение. Ведь недаром «медовое» дерево — красавица липа — тысячи лет на Руси именуется также и «банным» деревом. Мёдом, словно пчелиный улей, благоухает сама парная камера. Растворами различных сортов меда мы обильно плещем на её липовые стены. С медом мы пьём в банной гостиной чай из трав душистых, мёдом мы натираем горячее тело между заходами на банный полок. Столь широкое использование пчелиного мёда в банном ансамбле обильно доставляет здоровье телу и особенную ясность и крепость духа.

Для древних наших предков — славян мёд был лучшей пищей и питьём. Интереснейшие сведения о роли мёда в жизни русской приводит Юрий Артёменко во втором выпуске журнала Московского Дворянского Собрания «Русское дворянство» за 1997 год.

Самые слова наши «пища», «хлеб» и «сытно» происходят от меда как основы жизни наших предков. В старину разведенный в воде мёд назывался «сытой», а подкисшая сыта — щами. Медовые соты для щей назывались «вощинами», а зелье для щей «обощами». Само понятие еды — пища — означало «пи(ть)ща». Цветочная пыльца, содержащаяся в пчелиных сотах, ныне называется пергой, а в прежние времена её называли «хлебиной».

Из пергово-медовых сотов, раскрошенных в воде, русичи готовили главное каждодневное блюдо — «хлебово». Это понятие впоследствии перешло и к нашему хлебу насущному из жита. Исключительно из доброго пчелиного мёда наши предки готовили целебное и веселящее душу человека питие — питейный мёд или просто мёд. Они не делали языкового отличия между сладким пчелиным мёдом и переделанным питным или питейным мёдом. Интересно, что, например, у англичан пчелиный мёд называется словом «honey», а питейный мёд — словом «mead», которое, несомненно, заимствовано у славян. Нередко мёд сам забраживался в дуплах деревьев, превращаясь без вмешательства человека в крепкий мёд. который в таком виде мог сохраняться долгие годы. Поэтому для славянина и сброженный, и сладкий мёд были двумя выражениями единой сущности пчелиного мёда.
На протяжении тысячелетий за мёдом, как и за русской парной, сохранилась репутация средства, способствующего поддержанию психического и физического здоровья нации. Медом, как и квасом, парильщики «запивали» баню за последующей трапезой. Действие питейного мёда удивительно и чудесно по сравнению с прочими алкогольными напитками. Мёд даёт бодрость, весёлость и умиротворение без одурманивания, расслабления и нездорового возбуждения людей. От меда не бывает похмелья, головной боли и тошноты. Вместо этого в меру выпитый «русский мёд» умножает силу и здоровье. Крепкий питейный мёд не принято было закусывать и запивать, и после появления водки на Руси её тоже вначале пили большими мерами, не закусывая и не запивая.

Из мёда готовили различные квасы и пиво крепостью 10 %, легкие и средней крепости питейные меды, а также добрые крепкие меды с объёмным содержанием алкоголя до 20-50 %. Теперь старинный питейный мёд часто называют «медовухой», хотя наши предки такого напитка никогда не изготавливали. «Медовуху», то есть медово-перговую брагу, делала мордва, а распространение в России она получила в годы гражданской войны. Присутствие перги портит питейный мёд, поэтому русские медовары во время варки медовой сыты тщательно отделяли всегда присутствующую в мёде пергу. Быстрое брожение медово-перговой браги приводит к появлению в ней альдегидов, и такой мёд на Руси называли «неисполненным» и считали вредным.

Славянские народы представляли собой самобытную пчеловодную цивилизацию, коренным образом отличавшуюся от цивилизации скотоводов-кочевников, земледельцев и охотников-собирателей. Селясь по берегам рек, изобиловавших рыбой, устраивая, на заливных землях огороды, славяне главное внимание уделяли пчеловодству, водя пчёл в бортевых лесах. Количество пчёл в этих лесах было очень велико, так как кроме естественных дупел деревьев рои пчёл заселялись в искусственно вырубленных дуплах и в лёгких подвесных ульях-кошах. Даже в XVIII веке нередко находили в лесах дупла с 15-20 пудами (240-320 кг) отличного сотового мёда. Ещё в начале XVII века на Руси обитало 50 миллионов пчелиных семей, а каждая пчелиная семья давала на круг по пуду мёда и большая часть всего собираемого мёда шла в переработку. Это в 20 раз больше против ныне собираемого в стране мёда от 4 миллионов пчелиных семей.

Избыток пчёл многократно увеличивал урожайность всех цветочных растений. Обилие мёда, рыбы, дичи, орехов, грибов, ягод, плодов, кореньев: трав и овощей, обеспечивало экономическую независимость и высокую жизнеспособность пчеловодной славянской общины. В последующем рубки леса и пахота земли стали разрушать этот уклад жизни, что привело к закрепощению крестьян и получению сырья для производства пива и водки вместо мёда. Появление пива в XII веке и водки в XV веке не нанесло бы ощутимого вреда производству могучего русского мёда, если бы власть, прельстившись выгодой этих одурманивающих напитков, не стала бы бороться с пчеловодством и медововарением.

русская Православная Церковь с самого начала избегала иных хмельных, кроме меда, напитков. Было принято специальное церковное постановление, направленное против употребления нового пива, а хлебное зелье — водка — объявлено нечистым напитком, не от Бога. В русских летописях особо отмечалось «новое опьянение» от хмельных немедовых напитков. Неведомое прежде похмелье с тошнотой и головной болью получило наименование «квасная язя».

Известно одно трагическое событие, когда в 1377 году русское ополчение остановилось на берегу межевой мордовской реки. Здесь ратники пили в окрестных мордовских деревнях очень пьянящее крепкое мордовское пиво «пуре». Оно изготавливалось из зернового солодового сусла и мёда с пергой. Пуре оказывает на пьющих парализующий эффект. К пьяному русскому войску подобрался с небольшим отрядом татарский царевич Апракши и не только перебил хмельных ратников, но и утопил в реке предводителей ополчения с дружиной. С тех пор в назидание потомкам реку стали называть Пьяной.

Читать еще:  Паштет из печенки

Русский питейный мёд оказывает на человека противоположное действие. Его замечательные свойства заключаются в самой природе пчелиного меда. Мед — это уникальный, единственный в своём роде пищевой продукт, который полностью, на все 100 % усваивается организмом человека. Отавные составляющие мёда — глюкоза и фруктоза — появляются в крови уже через 20 мин после его приёма внутрь. Их усвоение не требует предварительной работы ферментов нашего организма, то есть не требует самого процесса пищеварения. Они всасываются уже в тонком кишечнике, не попадая в толстый, и поэтому при заболеваниях желудочно-кишечного тракта мёд является прекрасным питанием и лекарством одновременно. Обеспечивая полное усвоение углеводов, мёд упраздняет бродильные процессы в кишечнике.

В Евангелии от Матвея в III главе повествуется о том, что святой Иоанн Креститель «имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мёд». Мед изготавливается пчёлами из лучших на земле растительных соков, выделяемых цветами, — нектара. Однако чудесный нектар ещё далеко не мёд. Чтобы получить добрый мёд, пчёлы должны полностью расщепить сложные сахара нектара в простые. При этом кроме простых Сахаров в организме пчелы образуется ряд вредных веществ, которые она выводит из своего тела и таким образом они не попадают в мёд. Причём медоносные пчёлы южных широт готовят мёд гораздо хуже, чем пчёлы северных широт. На юге они только сгущают нектар, почти не расщепляя сахара. Зима в южных широтах мягкая, и пчёлы имеют возможность вылетать из ульев, чтобы освободиться от вредных отходов расщепления некачественного мёда. Кроме того, на юге пчёлы м

Чем торговала Россия в разные времена?

Едва зародившись, славянские государственные объединения уже имели устойчивые торговые связи с Византией, подтверждённые соответствующими договорами. Знаменитый путь «из варяг в греки» проходил по Днепру до Чёрного моря, далее вдоль берега до устья Дуная, оттуда уже недалеко и до Византии. С собой везли кожи, мёд, рыбу, икру, собольи и горностаевые меха. А домой возвращались с винами, шёлковыми материями, сафьяном, пряностями, благовониями, золотом и жемчужными ожерельями.

Время расширяло торговые пути и отношения. Стали проторёнными дороги на восток вплоть до Каспийского моря. Здесь также пользовались большим спросом русский мёд, воск, меха. В обмен получали драгоценные камни, цепочки, кольца, ткани, вино, пряности. Большим спросом пользовались арабские монеты – дирхемы, которые на Руси служили меновыми знаками и украшениями.

Серьёзным торговым партнёром для славян было Булгарское царство, расположенное на Волге и Каме. Отсюда русские купцы вывозили рыбу, янтарь, орехи, мечи и кольчуги. Многое уходило транзитом в Западную Европу. Здесь главными торговыми дорогами были Западная Двина, Нева и Ладожское озеро. Главным международным торговым центром становится Господин Великий Новгород. В иные годы число иноземных купцов в Новгороде доходило до нескольких сотен. Иноземцы привозили английские, немецкие и польские сукна, красное и белое вино, колокола для церквей, свинцовые и жестяные листы для кровель, медь, олово, пряжу, полотно. Покупали у нас медь, воск, меха, лён, хмель, кожи, строевой лес.

Постепенно и Москва становится центром международной торговли. Именно здесь в XV веке в Гостином дворе собирались купцы из Польши и Германии для покупки мехов. В дальнейшем гостиные дворы объединил Китай-город. Гостиных дворов в Москве было много. Главными были Старый, Новый и Персидский, а ещё были дворы литовский, армянский, греческий и английский. На гостиных дворах торговали только оптом, а розничная торговля шла в рядах. Главный рынок находился на Красной площади.

Постепенно центр торговли смещается в Нижний Новгород. Сначала вся торговля шла на Макарьевской ярмарке, а позднее она переехала в Нижний. Чуть позже город получил заслуженное прозвище «кошелёк России».

Ассортимент вывозимых из страны товаров постоянно расширялся. Спрос на русские кожи был очень высок, а производства были маломощные и приходилось закупать для перепродажи кожи в Малороссии и Ливонии. В Голландию и Англию отправлялась икра белужья и осетровая. Развивающийся европейский флот требовал корабельной древесины, особой популярностью пользовались мачты. Уходило за границу большое количество смолы.

Новые перспективы для развития внешней торговли дали реформы Петра I. Иностранные купцы получили значительные льготы, улучшились возможности русских купцов для продвижения отечественных товаров.

Конкурировать с начинающимся развиваться машиностроением Европы мы не могли, поэтому по-прежнему на первом месте была сельскохозяйственная продукция. К началу ХХ века на мировом рынке впереди планеты всей мы были по экспорту льна, хлеба пушнины, второе место (после Соединённых Штатов) – по экспорту леса, мяса, масла и яиц. Третье место после Германии по вывозу сахара.

Революция 1917 года внесла значительные коррективы в нашу внешнюю торговлю. Некоторые страны начали развивать торговлю с СССР только с 1920-х года. При этом мало что изменилось в ассортименте вывоза из страны, а вот молодому государству закупать надо было многое.

Вторая мировая война, вновь вмешалась в развитие внешней торговли. В 1960-х годах мы везли в развивающиеся страны станки и оборудование, а в развитые – нефть, металл, лес, текстиль. Выросшие цены на нефть в 1970-е годы вынудили Советское правительство сконцентрироваться на сырьевом секторе. В 1987 году экспорт нефти составлял более половины всех вывозимых товаров, а современные цифры и того выше.

Как видно, торговала Россия всегда, и чем активнее была торговля, тем богаче становились города, страны и жители страны. Однако в современном мире, когда возможностей для диалога и понимания стало намного больше, находить «компромиссы» во взаимоотношениях между людьми и государствами пытаются санкциями, о которых целые века никто даже не помышлял.

Но не стали завозить к нам, например, польские яблоки – и что? Яблоки мы все равно едим, просто не польские, а вот поляки подсчитывают убытки от гниющего товара… И кому стало хуже?!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector