Лифарь по киевски - Все про праздники
S-novym-godom.ru

Все про праздники
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лифарь по киевски

—>БАЛЕТ —>

—>ОБРАТИ ВНИМАНИЕ —>

Серж (Сергей Михайлович) Лифарь родился в Киеве. Имя его — звезды первой величины в мировом балетном искусстве — на протяжении десятилетий было полностью забыто и в Росси, и в Украине. Об этом человеке чрезвычайной судьбы не было издано на родине ни одной книги, а его собственные, написанные русским и французским языками и широко издаваемые в разных странах, — пребывали в так называемых спецхранилищах.

Знаменит и известен за границей как «французский хореограф», Серж Лифарь лишь в последнее время на родине начинает восприниматься как выдающийся сын Украины.

Лифарь по происхождению украинец. В его семье сохранялись не только предания о прошлом Украины, о чубатых запорожцах и их боевых делах, но и «пожелтевшие, выцветшие грамоты с восковыми печатями, данные Лифарям украинскими гетманами и кошевыми атаманами большого Войска Запорожского».

На закате своих дней ностальгически вспоминал Сергей Михайлович сельскую жизнь в Украине, неподалеку от Канева, в имении своего деда по матери: «Слушая народные песни и наблюдая цветастые обряды-празднования, подолгу живя в усадьбе рядом с крестьянами, я притрагивался к чистому источнику древней вековой культуры и, сам того еще не зная, вбирал в себя древнейшую правду, трепетно прикасался к живому прошлому и привыкал любить и уважать народ». Сохранялись в семье Лифарей и легенды об очень далеких предках — всадниках — из народа, который пришел не из сказочной ли Индии. «От этих неизвестных всадников, говорит наша семейная легенда, — вспоминал Серж, — и ведут свой род Лифари, осевшие в Запорожской Сечи».

Сергей родился в зажиточной киевской семье чиновника департамента водного и лесного хозяйства Михаила Лифаря и его жены Софьи — дочери собственника имения в Каневском уезде Киевской губернии. В архиве Лифаря сохранилась фотография его родителей 1900 года, на которой отец — в мундире чиновника, а мать — в украинской народной одежде. Могила родителей, ни которой в 1961 г. побывал Сергей Михайлович с женой, находится на Байковом кладбище в Киеве.

Лифарь теплыми словами вспоминает своего отца, который любил красивые вещи и придавал большое значение внешнему виду, форме и страдавшему от всякой фальшивой ноты и от всякой безвкусицы и неопрятности. «Я не помню случая, — пишет Лифарь, — чтобы он когда-нибудь кричал на нас, своих детей, с которыми он разговаривал скорее как с младшими друзьями, чем с маленькими детьми. У него было драгоценное, редчайшее свойство: он умел уважать юность. Но воспитанием нашим мало занимался».

В антрепризе «Русский балет С. Дягилева» Лифарь проходит путь от артиста кордебалета до первого солиста и балетмейстера. Он выполняет главные партии в балетах: «Жар-птица», «Аполлон Мусагет», «Петрушка» (роль Арапа), «Блудный сын». Танцовщик классической школы, владеющий прекрасной техникой, драматической экспрессией и лирическим даром, Лифарь, тем не менее, со временем ограничит свой репертуар главными партиями в собственных постановках. В своих воспоминаниях «Дягилев и с Дягилевым» (1939, Париж) Сергей подробно рассказывает о шести годах своего пребывания в труппе.

После смерти маэстро в 1929 г. Серж Лифарь переходит в парижскую «Гранд-Оперу», где почти без перерыва с 1930 по 1977 гг. был солистом (до 1956 г.), балетмейстером и педагогом.

Сейчас признано, что деятельность Лифаря в период между двумя мировыми войнами имела огромнейшее значение для возрождения французского балета. Под его руководством балетная труппа французской «Гранд-Оперы» становится одной из лучших в Европе.

Как балетмейстер он дебютировал 1929 г: («Басня о Лисице», музыка И. Стравинского, «Русский балет Дягилева»). Он поставил свыше 200 балетов, дивертисментов (в оперных спектаклях) и отдельных концертных номеров.

Сюжеты или идеи балетов Лифаря почерпнуты обычно из античной и библейской мифологии, классической литературы и поэзии. Для его постановок характерны точное отображение характера музыкального материала и гонкое ощущение стиля, временами абстрактность аллегорического замысла, утонченная стилизация и статичность, патетика и мелодраматизм. Пластический язык Лифаря отличается пространственной и скульптурно-художественной выразительностью.

Старательно разрабатывая партии солистов, противопоставляя их кордебалету, Лифарь придал особое звучание мужской танцевальной партии в балете. Блестящий знаток академического танца, он достойно продолжал и развивал его традиции, разработал принцип так называемых «трех хореографических планов» (хореографическая драма как целостность; сквозной «пластический лейтмотив»; детально разработанная техника рук, шеи, торса танцовщика), требовал от артиста актерской выразительности, гармоничного единства мимики и жестов с музыкой. Кроме того, С. Лифарь — автор многих работ по вопросам истории и теории балета, в которых выдвинул термин «неоклассицизм» для определения собственного творчества. Первую из них — «Манифест хореографа»(Le Manifeste du choregraphe) — публикует в Париже в 1935 г., последнюю — «История балета»(Histoir du ballet) — в 1966 г.

В годы Второй мировой войны, когда Париж был захвачен гитлеровцами, С. Лифарь по просьбе парижской власти возглавил «Гранд-Оперу», согласившись только потому, что Франция стала его второй родиной. Лифарь пишет об этих временах: «В годы Второй мировой войны моя общественная деятельность была направлена главным образом на спасение от разгрома немцами, временными оккупантами Франции, парижской Оперы (французского национального достояния), музея и библиотеки шведского магната Rolf de Маге, русской консерватории им. Рахманинова, русских балетных школ и, в конце концов, моей личной библиотеки и коллекции».

Фашисты хотели привлечь Лифаря к сотрудничеству, но он уклонился от личной встречи с Гитлером, когда тот посетил дворец Гарнье, в котором находится «Гранд-Опера», а также решительно отказался передать Геббельсу из коллекции парижской Оперы портрет знаменитого немецкого композитора Р. Вагнера работы О. Ренуара (работу намеревались подарить фюреру). Серж Лифарь заявил, что эта картина, написанная французским мастером, принадлежит Франции и потому выдачи не подлежит.

Вопреки фактам, по окончании оккупации завистники стали распространять слухи о том, что С. Лифарь якобы был коллаборационистом, сотрудничал с гитлеровцами и даже принимал самого Гитлера. На основании этих слухов он был осужден французским Движением сопротивления к смертной казни. Серж вынужден был бежать из Франции. В 1944–1947 гг. он возглавляет труппу «Нуво бале ле Монте-Карло».

После войны Национальный французский комитет по вопросам «чистки» отменил обвинения в адрес Лифаря.

Возвратившись в 1947 г. в Париж, С. Лифарь открывает Институт хореографии, а с 1955-го — ведет в Сорбонне курс истории и теории танца. Опубликованная французским журналом «Спектакль мира» (1969 г.) статья «Важнейшее в Лифаре» отмечает, что Серж создал целую плеяду французских балерин, коих парижская Опера до сих пор никогда не имела. За 26 лет работы в «Опере» Лифарь воспитал одиннадцать звезд балета. В этом созвездии Лиссет Дарсонваль, Соланж Шварц и Иветт Шовире лучше чем другие прочувствовали стиль Лифаря. Тем не менее в 1958 г. его отстранили от работы в «Гранд-Опере» по причине «необходимости создания более современного репертуара».

Нина Тихонова, хорошо знавшая Лифаря, вспоминала: «Конец его случился внезапно. Вчерашнего кумира, воскресившего славу французского балета, творца хореографических спектаклей, многие из которых останутся в истории, автора двух десятков книг о балете, человека, для которого в Сорбонне была создана кафедра и благодаря которой университет принял балет в свое лоно, иностранного члена Французской Академии, — забыли буквально сразу». Его приглашали ставить спектакли в Берлине, Лондоне, Загребе, но он вынужден был отказываться, поскольку его балеты были собственностью «Гранд-Оперы».

Даже при постановке балетов Лифаря в «Опере» не считали нужным приглашать его на репетиции. «Факт невероятный, — рассказывает последний ученик Сергея Михайловича, звезда парижской сцены профессор консерватории Сирил Атанасов. — „Опера» ставит спектакль хореографа, живущего практически рядом с театром. У коллектива — трудности с хореографическим текстом. Тем не менее амбиции заставляют администрацию воздержаться от приглашения автора. Ну и реалии театра!».

Во время первых гастролей в Москве парижской «Гранд-Оперы» в 1958 г. был показан ряд балетов Лифаря. Тем не менее его, к тому времени еще главного балетмейстера театра, в СССР не пригласили… Лишь в 1961 г. он впервые приезжает на родину в качестве туриста. Во время неофициальных встреч с деятелями культуры Сергей Михайлович неоднократно говорил, что передаст России свою — одну из лучших в мире — коллекцию писем и автографов А. С. Пушкина за разрешение осуществить постановку хотя бы одного балета в Москве или Киеве. Ответа на его предложение не поступило. Ситуация не изменяется и во время приезда парижской Оперы в СССР в 1969–70 гг. Лишь в связи с будущими гастролями в 1977 г. «Гранд-Опера» приглашает Лифаря восстановить его постановки и отработать их с коллективом, привыкшим к другой хореографической лексике.

Украинские корни отразились на формировании характера художника, уважении к традициям, к природе, простым людям. Когда ему впервые, в 1961 г., удалось побывать в СССР (правда, лишь в статусе туриста), то, посетив родной Киев, он с волнением и трепетом осматривал знакомые нему места, о чем и написал в книге «Моя заграничная Пушкиниана» (Париж, 1966 г.).

Сергей Лифарь никогда не забывал родного города. Прожив более десяти лет за рубежом, он писал: «Только тот, кто был в Киеве, кто смотрел из Царской площадки на широкий, торжественно-величавый, спокойно сияющий своим серебром на солнце Днепр и на безграничное, необъятное пространство зеленой заречной дали, кто бывал в Выдубицком монастыре, на высоком, крутом зеленом берегу и оттуда смотрел на поля и леса, которым нет конца и края, — только тот поймет, почему для киевлянина нет ничего дороже за Киев с его Днепром, который с детства входит во все твое естество». В автобиографической книге «Страдные годы» С. Лифарь ярко описывает жизнь Киева в годы революции, гражданской войны и первых лет после ее окончания. Описания его перекликаются с теми, что оставил нам другой выдающийся киевлянин, — Михаил Булгаков, разве что Лифарь более лояльный в своих политических оценках и страстях.

Уже во Франции, вспоминая и цитируя знаменитые гоголевские строки о Днепре, Лифарь отмечал: «…и мы, киевляне, в нашем „прекрасном далеком», в прекрасном Париже, который не может заставить меня забыть мой Киев и мой Днепр, — повторяем эти описания Гоголя». Г. Тютюнник, который общался с Сержем в Париже в шестидесятых годах, вспоминал, что Лифарь говорил и на украинском языке, даже как-то встретил своих гостей в украинском народном костюме…

Высшей наградой Мастеру (кроме ордена Почетного Легиона Франции) стало учреждение Национальной Академией хореографии Украины с 1994 г. ежегодного Международного конкурса артистов балета имени Сержа Лифаря и Международного фестиваля «Серж Лифарь де ля данс» в Киеве.

Выполняя завещание Сержа Лифаря, его жена шведская графиня Лиллан Аллефельд-Лаурвиг передала Росси бесценную пушкинскую коллекцию и много других раритетов российской культуры. Значительная часть его архива находится и в Киевской библиотеке им. Леси Украинки, и в Музее частных коллекций.

XX век, озаренный звездой Сержа Лифаря, завершилось в 2000 г. премьерой в Киеве его «Ромео и Джульетты» — балета на музыку П. Чайковского. Это стало возможным благодаря добродетельной акции Лиллан, которая не только передала авторское право на постановки балетов С. Лифаря балетной труппе Национальной оперы Украины, но и финансировала приезд на IV Международный фестиваль «Серж Лифарь де ля данс» его любимых учеников — президента Французской академии танца Клода Бесси и звезд балета Кристиан Власи и Аттилио Лабиса. Тогда же Лиллан Аллефельд-Лаурвиг передала Президенту Украины для Музея исторических драгоценностей семейную реликвию — золотую балетную туфельку, которой в 1955 г. Серж Лифарь был награжден как лучший танцовщик мира.

…Недалеко от Парижа на могильной плите в Сент-Женевьев-де-Буа, где похоронен великий сын украинского народа, обозначено: «Serg Lifar de Kiev» — «Серж Лифарь из Киева».

Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтакте и Google+. Подписаться на RSS можно здесь.
Читать еще:  Бутерброды горячие рыбные

Дорогие друзья! Мы всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья «Серж Лифарь. Жизнь и творчество» показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic . Ru интереснее и информативнее.

Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.

Лифарь

Лифарь, Серж

Сергей Михайлович Лифарь

Серж Лифа́рь (настоящее имя Серге́й Миха́йлович Лифа́рь (Лифаренко), фр. Serge Lifar , 2 апреля 1904 — 15 декабря 1986) — украинский танцовщик, хореограф и балетмейстер, большую часть жизни работавший во Франции. Родился в зажиточной киевской семье чиновника Департамента водного и лесного хозяйства Михаила Лифаря и его жены Софьи Марченко — дочери владельца старинного имения в Каневском уезде Киевской губернии.

В эмиграции с 1923 года. В середине 1920-х — ведущий солист «Русского балета» Дягилева. С 1929 года — ведущий солист балета парижского театра «Гранд Опера», позднее его балетмейстер.

Творческое наследие Лифаря огромно — это и постановка балетов «Вакх и Ариадна», «На Днепре», «Икар», «Александр Великий», «Шота Руставели», «Франческа да Римини», «Федра» и создал более 200 балетов, написание 25 книг о теории танца.

Основатель Парижского университета хореографии и Университета танца.

Умер Лифарь в Лозанне после тяжёлой болезни, похоронен в Париже на кладбище Сент-Женевьев де Буа.

Изображения

C Тамарой Карсавиной в балете Ромео и Джульетта, 1926

Ссылки

  • Сергей Лифарь «Третий праздник Пушкина». 1937

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Лифанов И.
  • Лифанов И. Р.

Полезное

Смотреть что такое «Лифарь» в других словарях:

ЛИФАРЬ — (Lifar) Серж (Сергей Михайлович) (1905 86), артист балета, балетмейстер, педагог. Выходец из России. В 1923 29 в труппе Русский балет Дягилева . Исполнял главные партии в балетах: Жар птица И.Ф. Стравинского (1926), Блудный сын С.С. Прокофьева… … Современная энциклопедия

Лифарь С. — Украинская марка с изображением Лифаря, 2004 C Тамарой Карсавиной в балете Ромео и Джульетта, 1926 Серж Лифарь (настоящее имя Сергей Михайлович Лифарь, Serge Lifar, 2 апреля 1904 15 декабря 1986) французский танцовщик … Википедия

Лифарь С. — (Lifar) Серж (Сергей Михайлович) (р. 2 IV 1905, Киев) артист балета, балетмейстер, педагог, литератор. Ученик Б. Ф. Нижинской и Э. Чеккетти. С 1923 за рубежом; вошёл в труппу Русский балет С. П. Дягилева, с 1925 стал её премьером, создал… … Музыкальная энциклопедия

Лифарь С. — ЛИФÁРЬ (Lifar) Серж (Сергей Михайлович) (1905–86), франц. артист балета, хореограф, педагог. Выходец из России. В 1923–29 в труппе Рус. балет Дягилева (Париж). Гл. партии в балетах Жар птица И. Ф. Стравинского, Блудный сын С. С.… … Биографический словарь

Лифарь, Серж — ЛИФАРЬ (Lifar) Серж (Сергей Михайлович) (1905 86), артист балета, балетмейстер, педагог. Выходец из России. В 1923 29 в труппе “Русский балет Дягилева”. Исполнял главные партии в балетах: “Жар птица” И.Ф. Стравинского (1926), “Блудный сын” С.С.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЛИФАРЬ (Lifar) Серж — (Сергей Михайлович) (1905 86) французский артист балета, хореограф, педагог. Выходец из России. В 1923 29 в труппе Русский балет Дягилева (Париж). В 1930 77 (с перерывами) балетмейстер, солист (до 1956) и педагог Гранд Опера . Поставил св. 200… … Большой Энциклопедический словарь

ЛИФАРЬ Серж — ЛИФАРЬ (Lifar) Серж (Сергей Михайлович) (1905 86), французский артист балета, хореограф, педагог. Выходец из России. В 1923 29 в труппе «Русский балет Дягилева» (Париж). В 1930 77 (с перерывами) балетмейстер, солист (до 1956) и педагог «Гранд… … Энциклопедический словарь

Лифарь, Серж — Серж Лифарь Serge Lifar … Википедия

Лифарь, Сергей Михайлович — Украинская марка с изображением Лифаря, 2004 C Тамарой Карсавиной в балете Ромео и Джульетта, 1926 Серж Лифарь (настоящее имя Сергей Михайлович Лифарь, Serge Lifar, 2 апреля 1904 15 декабря 1986) французский танцовщик … Википедия

Лифарь Сергей Михайлович — Украинская марка с изображением Лифаря, 2004 C Тамарой Карсавиной в балете Ромео и Джульетта, 1926 Серж Лифарь (настоящее имя Сергей Михайлович Лифарь, Serge Lifar, 2 апреля 1904 15 декабря 1986) французский танцовщик … Википедия

Вдохновляющие киевские истории: Серж Лифарь

Сегодня, когда у всех нас появилось больше времени на любимые дела и интересные открытия, сеть отелей Premier предлагает ощутить дух Киева и проникнуться историями легендарных киевлян.

Юлия Бевзенко, менеджер Киева, экскурсовод и автор проекта «Шукай» специально для сети Premier подготовила 5 вдохновляющих киевских историй.

История моего последнего вдохновения началась в Ужгороде в 2017-м году. Во всех городах и странах, которые я посещаю, я беру индивидуальные экскурсии с гидами. В Ужгороде у нас была экскурсия с Виктором Опалеником и в какой-то момент он показал нам малюсенькую скульптурку статуи свободы. Просто на перилах набережной была прикреплена маленькая скульптурка и Виктор рассказал нам, что таких скульптурок в городе уже больше 20 и все они как-то связаны с Ужгородом, Украиной и Венгрией. Больше мне не нужно было ничего, ни экскурсия, ни дома, ни факты, я хотела отыскать все скульптурки. Находя каждую, я радовалась и прыгала как ребёнок. Вернувшись в Киев, я поняла, что было бы здорово, чтобы и в Киеве был такой проект. Только чтобы эти скульптурки рассказывали историю Киева. Подумала и забыла.

Так родился проект «Шукай!», потому что просто взять и забыть о такой идее я уже просто не могла. За два года мы установили 24 мини-скульптурки и 10-го апреля двадцать пятую (у нас было онлайн-открытие).

Создавая проект «Шукай!», я поняла, что мне нужны новые навыки и новые силы. Мне понадобились бескомпромиссность, вера в свою идею, немножко сумасшествия, трудолюбие и много историй о Киеве. Каждый раз, когда мне было сложно, я вспоминала про истории тех людей, о которых я сегодня расскажу. Итак, знакомьтесь, Серж Лифарь.

История III

СЕРЖ ЛИФАРЬ

Представьте себе танцовщиков балета. Они начинают заниматься очень рано, в трехлетнем возрасте. А теперь представьте двух друзей, которые прогуливаются по вечернему Киеву и вдруг слышат музыку и видят свет в окне. Они заглядывают в это окно и видят там танцующих балерин. Один из друзей, которого зовут Сергей говорит своему другу “Я влюбился”. Но как вы думаете во что он влюбился? Не в девушку. В танец. Он влюбляется в балет. И как вы думаете, сколько ему на тот момент лет? А ему на тот момент 15 лет. Это был наш Серж Лифарь. А студия танцев – была студия Бронеславы Нижинской.

Занятия в студии Бронеславы Нижинской были открытыми. То есть любой желающий мог прийти на репетицию и полюбоваться учениками. Студенты этим с удовольствием пользовались, чтобы поглазеть на красивых танцовщиц. Для Лифаря балет стал откровением. Ничего похожего он в своей жизни не видел. Через несколько дней Серж на сэкономленные деньги купил балетные туфли и заявился к Бронеславе проситься в ученики.

Она наотрез отказалась.

– Вы слишком стары для занятий танцами, безапелляционно заявила она мальчишке. И, будем откровенны, двигаетесь с грациозностью бревна.

– Но я готов учиться, я буду тренироваться десять, — нет! — двадцать часов в день! — с жаром отвечал ей Серж. — Умоляю, дайте мне шанс.

– Из этого ничего не выйдет, – Нижинская была непреклонна.

Ей не нравился этот юноша. И ей категорически не хотелось возиться с безнадежным, по ее мнению, материалом.

Однако Сергей не отступал. Он приходил снова и снова, умоляя смилостивиться над ним. В конце концов Бронислава сдалась и позволила стать вольным слушателем в студии. Но официально своим учеником так и не признала.

Для Сергея наступили месяцы изнурительных тренировок. Все свободное время он проводил в студии. Нижинская его ни разу не похвалила, наоборот, высмеивала малейшую ошибку. А меньше чем через полгода объявила ученикам, что закрывает школу и уезжает в Париж. Спустя год она набирала пять лучших учеников студии поехали в Париж. Каким-то абсолютно магически образом там оказался Серж Лифарь, которому на тот момент было уже 17 лет.

Родители Сергея выгребли все деньги, чтобы оплатить помощь контрабандиста, который сможет переправить сына в Европу. Они по-прежнему не одобряли увлечение балетом, но советская власть пугала их больше.

Увы, до Польши добраться так и не удалось. На подходах к границе их схватили. Все попытки убедить или подкупить солдат провалились. Он был интеллигенцией, а значит, по умолчанию считался врагом народа. Для устрашения Лифаря посадили в товарный вагон с тифозными больными. Куда везли, он понятия не имел. На четвертые сутки мучений каким-то чудом удалось приоткрыть дверь вагона и спрыгнуть на ходу.

Испуганный и обессиленный, Сергей вернулся домой. Где его уже поджидал вызов в ЧК. Он мог бы отправить снова в Париж, но в обмен на то, чтобы сотрудничать с ЧК. Он не согласился стать доносчиком и каким-то чудом вышел оттуда живым.

Легально он бы уже никогда не уехал. Семье пришлось продать все ценное из того малого, что еще оставалось. Вторая попытка привела Сергея в Варшаву. Через месяц он добрался и до Парижа.

Друзья, его биография очень интересная. Но long story short:

  1. Из неперспективного танцора превратился в легенду мирового балета.
  2. Получил высшую награду – Оскар в мире танца – Золотую туфельку и орден Почетного легиона за возрождение балета во Франции.
  3. После роли Икара Лифарь получил звание «этуаль» — первого танцовщика Гранд-Опера
  4. Поставил около 200 балетов, большинство — в собственной хореографии.

Как сказал сам Серж Лифарь, «Я стал танцором, еще не умея танцевать, не зная техники, но я знал, что овладею ею и никакие препятствия не остановят меня на этой дороге».

В Парижской опере Гарнье Серж Лифарь начинает свои первые шаги в мир истинного балета. После первого просмотра руководитель «Русских сезонов» Сергей Дягилев сказал, что все новички полные неучи. «Но из Лифаря может выйти великолепный танцовщик», подумал Сергей Павлович. Под опекой мецената Серж начинает новую жизнь, знакомится с живописью, посещает театральные салоны. Он проходит путь от артиста кордебалета до солиста. Дальше следуют его роли Блудного сына, зал в восторге, все плачут. Серж Лифарь блистает. Сергей Дягилев скончался, и Серж Лифарь совмещает обязанности главного балетмейстера, хореографа, ведущего танцовщика и директора парижской оперы. Лифарь возродил французский балет.

Посмотрите, пожалуйста, на эту фотографию. Это Золотая туфелька – высшая награда в области балета, которую получил Серж Лифарь, а рядом его пуанта, в которой он танцевал в киевской студии. Лиллан Алефельдт передала их киевскому музею и сказала следующее: «Вы их никогда не разлучайте, – попросила она, – так как в одной слава, а в другой боль и пот…».

Когда президент Франции Шарль де Голль на одном из приемов обратился к Сержу Лифарю со словами «Глубокоуважаемый господин Лифарь, вы сделали для Франции столько, сколько мало кто сделал из знаменитых французов. Не время ли вам стать французом и по паспорту?» Серж Лифарь отвечал: «Искренне благодарен, господин президент за ваше предложение, но я никогда не был и не буду французом, так как я украинец и родина моя Украина и мой любимый Киев». В предсмертной же записке, обращенной к любимой жене Лиллан д’Алефельдт, Сергей Лифарь написал: «Серж из Киева. Украинец до конца».

На могиле Сержа Лифаря указано, что он Серж Лифарь из Киева.

В проекте «Шукай!» мы установили Золотую туфельку Сержа Лифаря. На неё можно посмотреть на здании отеля Premier Palace Hotel Kyiv. Примета такая: потри меня и ты достигнешь невероятных высот.

Читать еще:  Салат рыбный с хреном и горчицей

Вывод из этой истории такой: ты можешь начать действовать в любом возрасте.

Сергей Михайлович Лифарь

Серж Лифарь – поэт движения, который открыл Душу Танца.

Он – один из самых выдающихся танцоров прошлого века – более известный в мире как Серж Лифарь. Родившись в Киеве и эмигрировав во Францию, до конца своей жизни стремился к краю своего детства и юности – к берегам Днепра. И на собственной могиле на парижском кладбище он завещал написать всего 4 слова «Serg Lifar de Kiev» – «Серж Лифарь с Киева».

Родился Серж Лифарь 15 апреля 1905 года в семье помощника лесничего Трипольско-Витянского лесничества Михаила Яковлевича Лифаря и его жены Софьи Васильевны Марченко. Семья Лифаря имела глубокие казацкие корни. Позже Сергей Михайлович вспоминал, как, гостя у деда в Каневе, слушал рассказы о героическом прошлом Украины и смотрел «пожовклі вицвілі грамоти з восковими печатками, що ними нагороджували Лихварів українські гетьмани та кошові отамани великого Війська Запорізького». В имении дедушки звучали народные украинские песни, придерживались украинские обряды. Талантливый мальчик имел хороший голос (альт), пел в хоре Софийского собора в Киеве, хорошо учился в гимназии (теперь желтый корпус Национального университета им. Т. Шевченко), затем в Киевской консерватории по классу скрипки и фортепиано. Из-за травмы руки оставил занятия музыкой. Случайно, однако судьбоносно, попал в балетную студию Брониславы Нежинской. «Я став танцівником, ще не вміючи танцювати» – вспоминал метр.

Когда Нежинская в 1922 году эмигрировала в Париж, она позвала в свою труппу лучших учеников – среди которых был и Лифарь. За рубежом его учителями стали виртуозный итальянец Энрике Чекетти и бывший наставник Вацлава Нижинского Николя Лега. Самоотверженный труд, фанатичная любовь к танцу быстро сделали из скромного, любознательного юноши первого солиста «Русского балета».

Невероятные триумфы Блудного сына в балете Сергея Прокофьева, Аполлона в балете «Аполлон Мусагет» и Ивана Царевича в балете «Жар-Птица» Игоря Стравинского сделали Сержа Лифаря новой легендой балета после Вацлава Нижинского. С 1930 г. после постановки и выполнения партии Прометея в балете «Творения Прометея или власть музыки и танца», Серж Лифарь возглавил балетную труппу Парижской Гранд-Опера – главного театра Франции. Три десятилетия он создавал новый французский театр, не жалея ни сил, ни здоровья, ни средств, даже не приобрел собственного жилья, жил преимущественно в гостиницах. Большую часть заработанных денег Лифарь тратил на постановку новых балетов: «На Днепре» (1932), «Икар» (1935), «Александр Великий» (1937), «Давид-триумфатор» (1937), «Болеро» (1944), «Рыцарь и девушка» (1947) . Французский балет стал лучшим в мире благодаря его усилиям. В общем Серж Лифарь поставил в «Гранд-Опера» более 200 балетных спектаклей, воспитал 11 звезд.

Он – один из величайших хореографов, чьи модернистские концепции постановки балетов осуществили переворот в теории и практике балета. Основал в Париже институт хореографии, ввел курс истории и теории танца в Сорбонне, был ректором университета танца и почетным президентом национального совета танца при ЮНЕСКО.

При жизни Серж Лифарь получил много наград от различных государств. Он был кавалером высших наград Франции: ордена Почетного легиона и ордена Литературы и искусства, обладателем высшей награды балета – «Золотой туфельки» и премии «Оскар», награжден Золотой медалью города Парижа. И вместе с тем, судьба забрала у него самое дорогое: сначала Киев, который он не разлюбил до конца своей жизни, потом – Гранд-Оперу.

В 1958 году его увольняют из театра. Он не верит, что это окончательно, долго борется, но тщетно: даже искренний поклонник его таланта Шарль де Голль не смог ему помочь.

Но мир балета был не единственным увлечением Лифаря. Он дружил со многими художниками, среди них были Пабло Пикассо, Жан Кокто, Кассандр (Адольф Мурон), Марк Шагал, которые оформляли его спектакли.

Поэтому увольнение с театра подтолкнуло Лифаря в 65 лет профессионально взяться за кисти. Собственно, он рисовал и раньше: на театральных программках, афишах, записках – карандашом, помадой, гримом. В 1972-1975 годах выставки картин Лифаря пользовались большой популярностью: Канны, Париж, Монте-Карло, Венеция. Хотя сам Лифарь довольно сдержанно относился к своему увлечению. «Графічні, майже пластичні роботи я присвятив своєму другові Пабло Пікассо. Він був настільки люб’язним, що здивувався, замилувався і гаряче порадив мені продовжувати. Тільки ж я не художник, а хореограф, що малює»,– писал он в последней автобиографической книге «Мемуары Икара». Мэтр оставил после себя более сотни оригинальных картин и рисунков. Основной сюжет – балет, движения, драматургия танца.

Второй его страстью были книги. Началось все с личного архива Сергея Дягилева, который состоял из коллекции театральной живописи, декораций и библиотеки (около 1000 названий). Лифарь выкупил ее у французского правительства за деньги, полученные за год работы в Гранд-Опера. Как позже вспоминал хореограф: «Гроші на купівлю дягілевського архіву я заробив ногами».

Серж Лифарь собрал одну из самых интересных в Европе российских библиотек, состоявшей из старопечатных изданий XVI-XIX вв. Особое место в его библиотеке занимала и «Пушкиниана», самым дорогим сокровищем которой были 10 оригиналов писем поэта к Гончаровой, редкие издания, другие пушкинские раритеты.

Украина и Киев до конца жизни оставались заветной мечтой Лифаря. «Навіть прекрасний блискучий Париж не зміг примусити мене, киянина, забути мій широкий і величний Дніпро» – говорил он. А когда, вручая Орден Почетного Легиона, Шарль де Голль в очередной раз предложил Лифарю стать гражданином Франции, Лифарь ответил: «Я українець і цим пишаюся».Однажды Лифарь пришел в Гранд Опера в вышиванке, а потом поделился своей мечтой: «Хочу повернутися в Україну. Однак вдома мене, на жаль, ніхто не знає, а у Франції – забули».

За свою жизнь Серж Лифарь только один раз побывал в Киеве – в 1961 году, это было для него большим счастьем. После смерти Лифаря его жена передала в дар Украине самые ценные сокровища из его личной коллекции – Орден Почетного Легиона, Золотую Туфельку украшенную бриллиантами, сценические костюмы, скульптурные портреты Сержа.

Умер Серж Лифарь 15 декабря 1986 года в Лозанне. Похоронен на кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем.

Имя выдающейся звезды мирового балета было возвращено на родину только во время независимости. Его именем назван один из самых престижных международных конкурсов артистов балета и хореографов, который стал традиционным с 1994 г. В 2011 г. в конкурсе появилась младшая возрастная группа «Пети Серж Лифарь» для 12-14 летних танцоров. С 1995 г. также проходит Международный фестиваль балета «Серж Лифарь де ля данс». В 2004 г. имя Лифаря присвоено Киевской муниципальной академии танца. Имя земляка увековечено в Киеве на мемориальной доске и в названии улицы.

В 2003 г. на берегу Женевского озера (Швейцария) за счет Киевского горсовета открыт памятник Лифарю в виде Икара («Полет Икара» танцовщик считал одним из своих лучших балетов) работы киевлян – скульптора В. Чепелика и архитектора В. Сокольского. На треугольной мемориальной доске – надпись: «Україна – своєму геніальному синові на честь 100-річчя». При содействии Украины в 2006 г. в помещении Театра оперы и балета в Монако также открыт памятник Сержа Лифаря скульптора А. Валиева.

Больше можно узнать, обратившись к документам из наших фондов:

О нём:

  • Aroutiounova Jeanna.Serge Lifar (1905-1986) [Текст] / J. Aroutiounova // Иностранные языки в школе. — 2009. — N7. — С. 107-109
  • Астапенко Н. Сергій Лифар / Н. Астапенко // Київська старовина. — 2005. — N4. — С. 155-167.
  • Божко С. Серж Лифарь: возвращение / С. Божко // Личности. — 2007. — N1(Февр.). — С. 78-88.
  • Гапонова Світлана Василівна.Світочі України: зб. текстів англ. і фр. мовами для навч. читання учнів старш. кл./ С.В. Гапонова; О.М. Шерстюк; Київський національний лінгвістичний університет; голов. ред. С.Ю. Ніколаєва — К. : Ленвіт, 2004. — Библиогр.: с. 64. — 64 с. — (Бібліотечка журналу «Іноземні мови»)
  • Курінна М.А.БратиЛифарі та агентурна розробка ДПУ УСРР «Артисти» [Текст] / М.А. Курінна // Український історичний журнал. — 2010. — N6. — С. 189-194 — Бібліогр. у кінці ст.
  • Скицька Уляна.#НАШІ на карті світу: історії про людей, якими захоплюється світ/ У. Скицька; голов. ред. М. Савка, худож. оформ. А. Селлешій — Львів : Вид-во Старого Лева, 2018. — 315, [1] с.,
  • Сургай Людмила. Серж Лифар як художник [Текст] / Л. Сургай, О. Сургай // Наука і суспільство : наук.-попул. і літ.-худож. ілюстр. журн. — 2018. — N 9/10. — С. 54-57. — Бібліогр. наприкінці ст.
    • и др.

Серж Лифарь – украинский гений французского балета

Родившийся в предместье Киева, Сергей Лифарь, стал одним из самых выдающихся артистов балета XX века. Он вынужден был покинуть родину еще молодым человеком и прославился за пределами Украины. Его называли богом танца, ему рукоплескали восторженные зрители по всей Европе. Среди его друзей были Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Коко Шанель и Шарль де Голь, который предложил Лифарю стать гражданином Франции. Но от этого предложения артист отказался, заявив: «Я украинец и этим горжусь». Но на родине в Украине ему удалось побывать только один раз в самом конце своей жизни.

Рождение и происхождение Сергея Лифаря

Официально считается, что Сергей Лифарь родился в 1904 году. Но в действительности, он появился на свет в 1905-ом году в предместье Киева, Пирогове или же Вите Литовской

В метрической книге села Пирогова, где находилась единственная в окрестностях церковь, есть запись о его рождении 20 марта и крещении 10 апреля 1905 года

Всего в семье чиновника Департамента водного и лесного хозяйства, помощника лесничего Трипольско-Витянского лесничества Михаила Яковлевича Лифаря и его жены Софьи Васильевны Марченко (дочери богатого землевладельца) было четверо детей-погодков. У Сержа были сестра Евгения (1903-1968) и два брата: Василий (1904-1982) и Леонид (1906-1982). Семья Лифарей имела глубокие казацкие корни. А еще в роду существовала легенда об их далеких предках, отважных всадниках, пришедших в Украину из сказочной Индии. В семье верили, что именно от этих неизвестных всадников и ведет род Лифарей, из которого вышло немало храбрых воинов. В последствии Сергей Михайлович вспоминал, что его дед, который жил в Каневе, рассказывал о героическом прошлом их предков и показывал маленькому Сереже «пожелтевшие выцветшие грамоты с восковыми печатями, которыми награждали Лихварей украинские гетманы и кошевые атаманы большого Войска Запорожского».

Интересно, что «лихфварями» на Украине называли людей дающих денег в долг под большие проценты. Слово «лихва», как раз и означает чрезвычайно высокий процент за взятые в долг (в ссуду) деньги. Отсюда и пошло выражение – «вернуть с лихвой», то есть вернуть с большой прибавкой.

Первые упоминания о лихварстве в Украине связаны с князем Мономахом, которого киевляне пригласили княжить после смерти Святополка. Начав править в Киеве, Владимир Мономах значительно ограничил лихварство. Лихварство было распространено среди представителей разных слоев населения. Больше всего им занимались армянские и еврейские купцы, часто специализировались в этой области. Нередко в качестве кредитных контор выступали католические костелы и монастыри, православные братства, а также отдельные зажиточные украинцы. Скорее всего кто-то из далеких предков Сергей Лифаря тоже был ростовщиком и от него пошел род Лихфварей-Лифарей.

Детство и увлечение танцами

С 1911 года семья Лифарей осела в Киеве. Сергей вместе со старшим братом начал учиться в подготовительном классе 1-й Киевской гимназии, через год был принят на обучение в Императорскую Александровскую Киевскую гимназию. Сергей Лифарь от природы был наделен тонким музыкальным чутьем. Параллельно с учебой в гимназии он пел в церковном хоре Софийского собора под руководством регента Я. Калишевського, посещал занятия в Киевской консерватории по классу фортепиано и скрипки, обучаясь у профессора Воячека. Одновременно молодой Сергей Лифарь заинтересовался и театром, но родители, наблюдая очевидные музыкальные успехи сына, не одобряли это его увлечение. Но позже отменили запрет и разрешили посещать сыну Киевский драматический театр и оперу.

Читать еще:  Запеченный шашлык из рыбы в микроволновке

В смутное время революции и гражданской войны, когда Киев постоянно переходил из рук в руки различных воюющих сторон, Сергею пришлось на время прервать свои занятия.

В 1919 году, когда в усадьбах стало опасно жить из-за грабежей и разбоев, семья Лифарей переселилась в дом возле Софиевской площади. Тогда это был дом номер 7 на улице Ирининской. Позже — номер 3-а (нумерация периодически менялась, но числа оставались нечетными). Чтобы хоть как-то прокормиться в эти годы, Сергей с отцом Михаилом Яковлевичем и братом Леонидом нанимались рубить или пилить дрова.

Но как-только жизнь более или менее наладилась, Сергей снова вернулся к своему увлечению танцами и в возрасте 17-ти лет стал заниматься в частной балетой студии «Школа движения» Брониславы Нежинской, сестрой известного танцовщика Вацлава Нижинского. Именно встреча с Нежинской и стала для молодого артиста переломным моментом в его жизни.

Эмиграция и признание

В 1921 году Нижинская эмигрировала за границу и начала работать в Париже «Русском балете Дягилева» (Ballets russes) в качестве хореографа. Обосновавшись во Франции Нежинская отправила приглашение в Советскую Украину группе своих бывших учеников. Лифарь был одним из тех, кто откликнулся на призыв своей учительницы. В 1922 году он нелегально перешел границу и через Варшаву в январе 1923 года добрался до столицы Франции. Но прежде чем начать блистать на французской сцене Лифарь еще некоторое время обучался у известного итальянского педагога, балетмейстера и виртуозного танцовщика Энрико Чекетти, среди учеников которого были такие выдающиеся артисты балета как Анна Павлова, Тамара Карсавина, Матильда Кшесинская, Ольга Преображенская, и другие.

После обучения у Чекетти, Лифарь был принят в труппу Сергея Дягилева, где очень скоро стал одним из ведущих артистов. Уже в 1925 Лифарь танцевал ведущую партию Борея в балете В. Дукельського «Зефир и Флора», в следующем сезоне — Принца в «Лебедином озере» в 1929 году — главную партию в «Блудном сыне» Сергей Прокофьева. Именно после фантастического триумфа в роли Блудного сына в одноименном балете Прокофьева, Аполлона и Ивана Царевича Дягилев скажет: «Лифарь ждет собственной удобного случая, чтобы стать новой легендой, самой прекрасной из легенд балета».

После смерти в 1929 году Сергея Дягилева именно 24-летнему Лифарю предложили возглавить балетную труппу «Гранд-Опера». И тогда восторженная публика смогла оценить не только талант Лифаря-танцовщика, но и Лифаря-хореографа. Как балетмейстер он дебютировал с постановкой новой версии «Байки про Лису, Петуха, Кота да Барана» Игоря Стравинского. 1932 Лифарь поставил свой первый лирический балет «На Днепре». Вскоре балетная труппа «Grand Opera» стала одной из ведущих в Зап. Европе. А в1935 году поставил балет Артюра Онеггера «Икар», образ героя которого стал олицетворением самого Лифаря.

Более 30 лет Серж Лифарь отдал театру «Гранд-Опера», был его солистом, хореографом, педагогом. Фактически он возродил французский балет, его репертуар, труппу, его школу и славу, став основоположником нового направления в балете – «неоклассицизма». Современники, восхищаясь талантом украинского артиста, называли его «богом танца», «добрым гением балета XX века».

Родители Сергея Лифаря остались в Украине и никогда не видели выступлений сына на сцене и его хореографических постановок. О местах гастролей им рассказывали присланные Сергеем открытки с видами европейских городов. Но даже этими «весточками» Сергей подвергал своих родных нешуточной опасности.

Особый отдел ОГПУ постоянно присматривал за семьей Лифарей в Киеве, заведя на них даже специальное дело — «Артисты». Ведь кроме Сергея, все остальные дети Лифарей тоже эмигрировали за границу, а в 30-е годы прошлого века расстреливали и не за такое.

Мама Сергея Софья Васильевна умерла в 1933 году. Отец, Михаил Яковлевич, в 1939 году женился вторично на Марии Михайловне Дяченко (родной сестре известного киевского архитектора Дмитрия Дяченко, автора 8-и Корпусов Украинской сельскохозяйственной академии, умершего впоследствии в сталинских лагерях.). Известно, что вскоре после свадьбы супругов выселили из квартиры на Ирининской улице и они жили в полуподвальчике на Софиевской площади.

Дружба с Коко Шанель

Серж Лифарь был очень общительным человеком. Он был настоящей звездой парижского бомонда, дружил с Полем Валери и Миссией Серт, Жаном Кокто и Тристаном Бернаром, Пабло Пикассо и Коко Шанель, с которой поддерживал теплые отношения на протяжении многих лет. Шанель была в восторге от русского балета Дягилева, она шила костюмы для его постановок. А последние дни жизни Дягилева проводила бессонные ночи у его постели После Смерти Дягилева, Лифарь занял не только его место в балетной труппе, но и в сердце Коко Шанель, которая позже сказала: «Он всегда меня смешил — то, что многие мужчины уже забыли, как делать. Когда он видел, что я грустна, он начинал рассказывать кучу историй о своем детстве в России, о своих родителях. Он настоящий русский: посмотрите только, как он пьет свой чай, предварительно положив в рот кусочек сахара».

После смерти Коко Шанель, Серж Лифарь регулярно навещал ее могилу в Лозанне, возлагая букеты белых цветов.

Вторая мировая война и сотрудничество с нацистами

После начала Второй мировой войны и оккупацией немцами Франции, Лифарь остаётся в Париже, где продолжает работать. В этот период он создаёт такие балеты, как «Ромео и Джульетта» и «Сюита в белом». Лифарь проявлял несомненную лояльность и симпатию к немецким властям. По специальному приглашению Геббельса он ездил в Берлин, где от имени «французского искусства» принимал участие в обсуждении вопросов организации зрелищ в новой Европе. А когда Гитлер прибыл в Париж, Лифарь устроил ему и сопровождающим фюреру лицам экскурсию по зданию парижской Оперы.

Будучи ярым антикоммунистом, Серж Лифарь приветствовал нападение фашистской Германии на СССР, а после взятия Киева даже отправил Гитлеру приветственную телеграмму. Правда позже он искреннее раскаялся в н, с горечью оправдываясь: «Но я же не знал, что немцы будут так зверствовать. »

За сотрудничество с немецкими оккупационными властями французское Движение Сопротивления в Лондонe обвинило его в коллаборационизме и приговорило к смертной казни. Поэтому после освобождения Парижа, Лифарь был вынужден покинуть Францию. В 1944-1947 годах он возглавлял труппу «Новый балет Монте-Карло». После окончания Второй мировой войны Национальный французский комитет по вопросам «чистки» пересмотрел «дело Лифаря» и отменил предъявленные ранее обвинения. Лифарь смог вернуться в Париж, где снова работал в Опере. Но спустя десять лет, в 1958 году был уволен из театра. Не помогло даже заступничество Шарля де Голля, большого поклонника таланта Лифаря.

Возвращение на родину

Украина, Киев до конца жизни остались светлой мечтой Лифаря. «Даже прекрасный блестящий Париж не смог заставить меня, киевлянина, забыть мой широкий, величавый Днепр», — говорил он.

На предложение Шарля де Голля получить французский паспорт Лифарь ответил: «Искренне благодарен, господин президент, за Ваше предложение. Но я никогда не был и не буду французом, потому что я украинец и родина моя Украина». Уже будучи уволенным из театра, он однажды пришел к Гранд-Опера в вышиванке, а потом поделился заветной мечтой: «Мечтаю вернуться в Украину. Однако дома меня, к сожалению, никто не знает, а во Франции – забыли.

Свой родной Киев Лифарь смог посетить лишь однажды в 1961 году, уже после смерти Сталина, который так и не смог простить артисту той «злополучной» телеграммы. В Киеве Лифарь встретился со второй женой своего отца Марией Михайловной и был очент приятно удивлен, когда ему показали те самые открытки, которые он присылал в Украину в 30-х годах и которые хранились в семье как самые дорогие реликвии.

Имя Лифаря вернулось в Украину лишь в середине 1990-х годов. Именно тогда вдова маэстро Лиллан Алефельд-Лаурвиг, с которой они прожили около 30 лет, передала часть его богатейшей коллекции книг отделу искусств Публичной библиотеки имени Леси Украинки. Среди другух уникальных реликвий, переданных Лилианой Украине, были орден Почетного легиона, «Золотой башмачок», украшенный бриллиантами, работы Пикассо и Шагала, скульптурные портреты самого Лифаря работы скульптора Бельмондо – родного отца актера Жана-Поля Бельмондо.

Вклад Сергея Лифаря в мировое искусство

В общем Лифарь поставил в «Гранд-Опера» более 200 балетных спектаклей, воспитал 11 звезд балета. В 1947 основал в Париже Институт хореографии при Гранд-Опера, с 1955 вел курс истории и теории танца в Сорбонне, был ректором Университета танца, профессором Высшей школы музыки и почетным президентом Национального совета танца при ЮНЕСКО.

Еще при жизни Сергей Лифарь был удостоен множества наград от различных государств. Он был кавалером высших наград Франции: ордена Почетного легиона и ордена Литературы и искусства, обладателем высшей награды балета — «Золотой туфельки» и премии «Оскар», награждён Золотой медалью города Парижа. А сегодня его имя носит один из репетиционных залов в Гранд-Опера.

Умер Лифарь в Лозанне 15 декабря 1986 года после тяжёлой болезни. Гроб с его телом по личному указанию президента Франции Франсуа Миттерана провезли через весь Париж и предали земле на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. «Серж Лифарь из Киева» — такую надпись распорядился сделать на своей могиле прославленный балетмейстер французской Национальной оперы.

Как прошел балетный фестиваль «Серж Лифар де ля данс»

В Национальной опере прошел гала-концерт международного балетного фестиваля «Серж Лифар де ля данс», посвященный знаменитому балетмейстеру Сержу Лифарю. Авторами идеи гала-концерта стали солисты театра Екатерина Кухар и Александр Стоянов. На фестивале показали самые известные постановки, созданные Лифарем для Парижской оперы в 1930 -1950-ые годы.

Киевлянин Серж Лифарь – один из самых важных людей в истории мирового балета 20 века. Он эмигрировал в Европу в 18 лет: сначала был артистом «Сезонов Дягилева», потом – солистом Парижской оперы, а уже с 25 лет возглавил балетную труппу театра. Лифарь прошел невероятный путь, сделал головокружительную карьеру, поставив на сцене Парижской оперы более 300 балетов и основав Парижский университет хореографии.

«Все знают о нем, но так мало знают его на самом деле. Уверена, что этот фестиваль помог рассказать о Серже Лифаре чуть больше», – рассказывает одна из организаторов вечера, солистка Национальной оперы Екатерина Кухар. – «Серж Лифар знаковая фигура в истории украинского и мирового балета. Я думаю, что фестиваль и конкурс «Серж Лифар де ля данс» – это культурная дипломатия, поддерживающая диалог наций на международном уровне. Это также хороший повод продемонстрировать молодому поколению пример, чем и кем они могут гордиться и кому могут подражать. Для меня как для руководителя Киевского государственного хореографического профессионального колледжа – это очень важно. Сейчас мы с Александром Стояновым планируем проводить для детей международный конкурс Сержа Лифаря, чтобы дать детям возможность показать себя, свои умения и таланты».

Хореографию Лифаря, а также отрывки из неоклассических постановок в этот вечер исполнили украинские артисты и приглашенные солисты. Это Адамжан Бахтияр и Адепхан Шугыла из «Астана опера», Айдос Закан из Дортмунд балет, Дарья Кирик из Львовского Национального театра, и солисты Национальной оперы Украины: дуэт Александра Стоянова и Екатерины Кухар, дуэт Татьяны Лезовой и Ярослава Ткачука, дуэт Анастасия Гурской и Андрея Гавришкина, а также Ольга Голица, Юлия Кулик, Анастасия Шевченко. Открыли фестиваль студенты Академии Сержа Лифаря фрагментом из балета «Лифарь-сюита».

Фестиваль посетили Елена Зеленская и Владимир Зеленский, Евгений Нищук, Фаина Тадеева, Ольга Фреймут, Наталья Череп и другие гости.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector